The Beatles: 20 лет на "Мелодии"

      Слухов по этому поводу такое количество, что, собрав их воедино, можно было бы выпустить небольшую книжечку. А вот в реальной жизни никто из меломанов не может толком объяснить: когда, что и в каком количестве издавалось. К счастью, информация о советских печатках музыки квартета Beatles и произведений экс-битлов не утрачена за давностью лет. Конечно, рассказать абсолютно обо всем, что было тиражировано, даже глядя из 1999 года, не так-то просто: возможны новые находки. В этом материале предпринимается попытка охватить все известные на сегодняшний день издания "битлов" и экс-битлов, вышедшие на Всесоюзной фирме грампластинок "Мелодия" в период с 1969 по 1989 год.

      1. МИНЬОНЫ
      Все началось совершенно случайно. Историю, рассказывающую об этом, передают из уст в уста вот уже 20 лет. Вкратце она такова.

      В шестидесятые годы существовала такая серия - "Музыкальный калейдоскоп". Издавалась она в моно-варианте на пластинках диаметром 25 сантиметров. В конце шестидесятых, при подготовке восьмого выпуска серии (ЗЗД-20227), на макете пластинки осталась свободная дорожка, которую надо было чем-то заполнить. Поскольку основная часть программы уже была составлена, весь вопрос состоял в следующем: подобрать песню, подходящую только по одной статье - времени звучания. Естественно, такая песня нашлась. Это была... "Girl" в исполнении Beatles. И в 1967 году, впервые в СССР с настоящей пластинки, а не с "костей", прозвучало "ливерпульское чудо". Причем не анонимно. На "яблочке" значилось черным по розовому: "квартет "Битлс", "Девушка", музыка и слова... народные".

"Девушка", Битлс, муз. и слова народные -


      (Именно так, с интерлюдией Вадима Гамалия, она звучит на пластинке, которая хранится у меня вот уже 44 года - Mikle).

      Подробней о пластинке здесь.



      По сей день так и не ясно одно: почему из многих равных по времени звучания песен "битлов" выбрали именно ленноновскую "Girl" - из блестящего альбома Beatles "Rubber Soul" (декабрь 1965). В сборнике она соседствовала с песнями в исполнении Франка Синатры, Джанни Моранди, Сэнди Шоу, Ито Юкари и других "звезд" эстрады тех лет.

      За этим лихим началом последовала пауза, затянувшаяся на несколько лет. Вместо оригинальных записей "битлов" в те годы "Мелодией" выпускались чужие обработки их вещей. Как правило, это были слабые попытки воспроизвести "ливерпульское звучание". Вышло несколько гибких и твердых миньонов с подобными записями. Наиболее известные из них - "Мелодии друзей-70" (ЗЗД-00028663) и "Мелодии в танцевальных ритмах"(ГД 0002833-4; ГД 0002835-6), и производили их все кому не лень: от венгерского ВИА "Экспресс" до эстрадных оркестров без названия. Есть основания считать, что часто эти обработки делались "на слух": основная тема несколько искажена, но это не импровизация, а скорее, результат работы без фирменных нотных раскладок. Кроме того, названия песен, выносившиеся на конверт пластинки, выглядели довольно комично, например: "Закрой свои глаза" ("All My Loving", 1963), "Если тебе 17" ("From Me To You", 1963) и т.д.

      Можно говорить об этих миньонах все что угодно, но нельзя отрицать очевидный факт: сквозь все эти искажения до слушателя доходило определенное количество "битловских" мелодий. Пусть не в оригинале. Главное, что о Beatles на "Мелодии" старались не забывать.

      В самом начале семидесятых появилась возможность вновь обратиться к подлиннику. Правда, это были не сами Beatles, а сольная работа Пола Маккартни. В то время удалось впихнуть песню "Junk" из его первого альбома "Маккартни" (апрель 1970) на гибкую пластинку "Эстрада планеты", рядом с "Подмосковными вечерами" В.Соловьева-Седого в обработке оркестра Рея Конниффа. "Junk", слава Богу, прозвучал в авторском исполнении. Свой первый "сольник" Пол записал один, играя на всех использовавшихся инструментах самостоятельно. Единственный человек, к помощи которого он прибегнул непосредственно в момент записи, - его жена Линда (маленький вокальчик). На обложке же "Эстрады планеты" значилось: "П. Маккартни и инструментальный ансамбль".

      В 1972-1973 годах наступило некоторое "оживление" по части издания западной музыки на "Мелодии". В целях популяризации творчества европейских и американских групп и исполнителей было решено издать большую серию миньонов под общим названием "Вокально-инструментальные ансамбли".

      Наверное, нынешние молодые меломаны в это не поверят, но серия действительно выходила в период с 1973 по 1976 год. Были изданы пластинки Beatles и Rolling Stones, Creedence и Deep Purple, Sweet и Middle of the Road и многих других "суперзвезд". Часть дела шла по материалам молодежной музыкальной радио-передачи "На всех широтах", очень популярной в те годы (издавались гибкие миньоны в конвертах с фирменным знаком и краткими рассказами об исполнителях, автором которых выступил В.Осокин). Позднее печатались твердые пластинки, некоторые в стереоварианте. Всего в этой серии Beatles выходили шесть раз, плюс к этому - миньон под названием "Линда и Пол Маккартни".

      В выпуск "Вокально-инструментальные ансамбли мира" (М 62-35967) была включена oпесня "Happy Birthday" с легендарного двойного "Белого альбома" (ноябрь 1968-го). В дальнейшем "битлам" пластинки посвящались полностью. Каждый миньон включал, как правило, четыре песни. На них было представлено позднее творчество группы, с 1967 по 1970 год.

      Суперальбом "Сержант Пеппер" (июнь 1967) нашел отражение в миньоне М 62-35903 в 1974 году. Пластинка, выдержавшая тираж 8,147 тысяч экземпляров, включала песни "With a Little Help From My Friends", "When I'm 64", "Lovely Rita" - с "Пеппера", а также песню "Penny Lane", вошедшую в альбом "Magical Mystery Tour" (ноябрь 1967).

      26 сентября 1989 года исполнилось 20 лет со дня выхода в Англии последнего студийного альбома Beatles - "Abbey Road". Этот лонгплэй пользуется до сих пор огромной популярностью во всем мире, в том числе и в России. На миньонах "Мелодии" отечественной серии было издано девять из семнадцати композиций - большая часть оригинала.

      Миньоны С 62-05613; М 62-38133 и М 62-35691 включали песни с "Abbey Road": "Here Comes the Sun", "Because", "Golden Slumbers", "Carry that Weight", "The End", "Octopus's Garden", "Something", "Come Together" и "Maxwell's Silver Hammer". В последнюю "сорокапятку" также входили песни из альбома "Hey Jude" (февраль 1970): "Lady Madonna", "Can't Buy Me Love" и "I Should Have Known Better" (переиздание ранее выходивших вещей). Эти три маленькие пластинки вышли в 1973, 1974 и 1975 годах соответственно, тиражом от 50 до 80 тысяч экземпляров.

      Завершающий "битловский" миньон этой серии (М 62-36715, 1974 г., 50 тыс. экз.) представлял песни с последней долгоиграющей пластинки Beatles - альбома "Let It Be" (май 1970-го). На нем звучали "Across the Universe", "I Me Mine" и "Let It Be".

      Как вы, наверное, уже заметили, вышеупомянутые двадцать песен Beatles дали возможность услышать композиции каждого из "битлов": Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра.

      Несколько слов о миньоне "Линда и Пол Маккартни" (М 62-36701). Он представлял собой выдержки из альбома "Ram" (май 1971) - одного из самых лучших альбомов "постбитловского" Маккартни с четырьмя песнями. Пол, которому нет еще и тридцати лет... Господи, как давно все это было!

      Часто задают вопрос: по-чему на некоторых пластинках этой серии отсутствует упоминание о самом ансамбле Beatles? Действительно, это имело место на первых двух миньонах.. Ответ прост. Так было легче начать. Не надо забывать, какое стояло время в нашей стране 25 лет тому назад и какое отношение было к западной музыке вообще и к "битловской" в частности в официальных кругах. Кстати, авторство отмечалось на всех миньонах без исключения, а, начиная с третьей пластинки, слово Beatles открыто стояло на "яблочке" и конверте.

      2. LP
      Долгоиграющие пластинки Beatles и экс-битлов, а их в СССР в общей сложности вышло пять, издавались "Мелодией" по лицензии фирмы EMI Records.

      Идея выпустить у нас номерные альбомы "битлов" появилась давно - еще в начале семидесятых, но дальше разговоров это дело не пошло: инофирмы "заламывали" за лицензию такие суммы, что ведение подобных переговоров советской стороне просто не представлялось возможным.

      В мае 1973 года в Англии вышли два двойных сборника "битлов" - "Beatles: 1962-1966" и "Beatles: 1967-1970". Теперь планировалось купить для "Мелодии" лицензии на выпуск этих двух изданий. Но и на этот раз все осталось на "мертвой точке". Снова не удалось договориться по финансовым вопросам... Должно отметить, что сама фирма "Мелодия" имела весьма косвенное отношение к тем валютным средствам, которые выделялись для нее на покупку лицензий за рубежом. Все эти вопросы находились в ведении и под контролем "Международной книги".

      Во второй половине семидесятых проблема "битлов" была в очередной раз вытащена на поверхность. 23 октября 1976 году "ЗД" на вопросы читателей, "какие лицензионные пластинки появятся в продаже до конца года", отвечала: "Англия, фирма "ЭМИ" - двойной альбом "Лучшее ансамбля "Битлз", Джон Леннон, Пол Маккартни". Прошел год (!) с момента этой публикации, и вот в декабре 1977 года "Мелодия" выпустила в свет альбом под названием "Пол Маккартни + Wings"(C60-08729). Что он собой представлял? Это был оригинальный альбом Пола "Band on the Run" (декабрь 1973), но из него "вынули"... заглавную композицию. Да-да! Ту самую песню, которая считается лучшей в этом диске экс-битла. Вместо нее вставили "Silly Love Song" из альбома "Wings at the Speed of Sound" (март 1976), близкую по времени звучания, но космически далекую от идеи, структуры и стиля "Band on the Run". Само собой, "автор" замены как в воду канул. Вместе с ним исчезли и секреты этой волшебной таинственной перестановки. В остальном диск остался неизменным, а в оформлении обложки были использованы элементы оригинального конверта. "Размели" эту печатку в считанные часы. Вследствие чего возникли многочисленные слухи о том, что издание вышло двухтысячным тиражом. На самом деле было отпечатано и реализовано все, что оговорено по лицензии, - 50 тысяч экземпляров.

      Вторым по хронологии в СССР появился альбом Джона Леннона "Imagine" (C60-08629). Это произошло в феврале 1978 года, через шесть лет и четыре месяца после его выхода в Англии. Тираж лицензии составил 50 тысяч экземпляров. Здесь все обошлось без "заменных" проблем, и слушатели имели удовольствие услышать классический альбом Леннона целиком. Небольшая часть тиража не была реализована в тот год, поэтому вполне объяснимо удивление меломанов, которым попались копии советского "Imagine", изданные... весной 1988 года - десять лет спустя была сделана допечатка. В "Звуковой дорожке" о выходе этих двух альбомов Пола и Джона сообщалось 17 декабря 1977 года и 11 февраля 1978 года соответственно.

      Что касается первого пункта анонса "ЗД"-76, то "Битлз" не только не были изданы, но и саму идею "похоронили" до 1985 года. За эти семь лет выпустили лишь два миньона - выдержки из вышеупомянутых альбомов Леннона и Маккартни:
1983г. С 62 20411 009 (Г62-10365-6);
1984г. С 62 20413 004 (Г62-10367-8).

      20 декабря 1985 года "Звуковая дорожка" сообщила читателям следующее: "По лицензии английской фирмы "EMI" Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия" в январе будущего года выпускает две пластинки прославленного ливерпульского квартета. На альбомах записаны лучшие композиции, вышедшие в свое время на пластинках "Битлз" 1962-1966" и "Битлз" Л967-1970". Информация не соответствовала истине.

      В действительности, в 1985 году была, наконец, куплена лицензия все у той же "EMI" на издание двух альбомов Beatles - номерного "A Hard Day's Night" (июль 1964-го) и сборника ранних вещей (1963-1964) - "А Taste of Honey". Альбомы (С 60-23579 и С 60-23581) начали печататься тиражом по 90 тысяч экземпляров каждый в сентябре 1985 года, а в свободной продаже они появились лишь к весне 1986 года.

      Для оформления конверта "A Taste of Honey" были использованы фотографии с... "Белого альбома" 1968 года, на которых "битлы" имеют, мягко говоря, не очень"ранний" вид.

      Из альбома "A Hard Day's Night" по ходу дела изъяли песню "When I Get Home" со второй стороны. Оснований к тому не было никаких: лицензию продали, конечно же, без условия изуродовать пластинку по своему усмотрению. Всякие рассуждения об "эротичности и скрытом смысле" этой вещи по меньшей мере странны и смешны. Приводить здесь подстрочный перевод текста песни - себя унижать. Любой шестиклассник-троечник, худо-бедно владеющий основами английского языка, объяснит и докажет, что тут нет ни одного слова, которое сколько-нибудь выходило за рамки ЧЕГО-ЛИБО. Утешает лишь одно: не одни "битлы" в свое время подверглись подобным "хирургическим вмешательствам".

      Последний - пятый альбом, связанный с "битлами", из числа изданных "Мелодией", хорошо известен к сегодняшнему дню всем: это лонгплэй Маккартни "Снова в СССР" (А-60 00415), который начал выходить в июле 1988г. общим тиражом 400 тысяч экземпляров.
Этот диск не нуждается в какой-либо рекламе. Да и дополнить к сказанному и напечатанному средствами массовой информации, собственно, нечего: наверное, ни одной пластинке у нас не уделялось столько внимания за всю историю существования фирмы "Мелодия".

Александр ИВАНОВ (заслуженный битломан советского народа).

Вернуться к оглавлению раздела "Статьи"

Top.Mail.Ru