Татьяна Хрипкина. Пол-«Битлз».

Битлз все-таки умерли. Подумаешь, новость, скажите вы, группа прекратила свое существование еще в 1970 году, а на сегодня из всей ливерпульской четверки в живых остались лишь двое – Пол Маккартни и Ринго Старр. Но я говорю о другом: ведь Советский Союз так никогда и не увидел настоящих “Битлз”, зато легенда о группе была жива буквально до этого лета. И вот на наших глазах она рухнула.

Даже когда в прошлом году Россию впервые посетил Пол Маккартни, “Битлз” были еще вполне жизнеспособны. Да и сам концерт на Красной площади был событием более историческим, чем музыкальным.

Концерт на Красной площади был мечтой

Для бомонда сходить на Маккартни на Красную площадь было не столько делом интереса, сколько делом престижа. Самые дорогие билеты (от 3 до 25 тысяч рублей) (самые дорогие билеты в Москве стоили 45 тысяч - прим. ред.) разобрали за несколько недель до концерта.

На дорогом приеме в честь сэра Пола в ГУМе, замаскированном под “земляничные поля”, были замечены звезды политики и шоу-бизнеса. А камера “Первого канала” запечатлела президента, прошедшего из ворот Спасской башни, и молва превратила в анекдот то, что Маккартни спел повторно для российского президента “Back in The USSR”.

Но если отбросить досужие звездные разговоры, то концерт на Красной площади был просто воплощением в реальность многолетней мечты сотен тысяч людей. Они наконец-то услышали вживую те песни, которые остались в их памяти отпечатком неведомой заграничной жизни, свободы и радости, терпким вкусом молодости. В российской “битломанской” мифологии концерт главного мелодиста легендарных “Битлз” на главной площади страны, в которую их не пустили в далёком 1965 году (1968-м - прим. ред.), был достойным концом сказки.

А после сказки начинается жизнь. И питерский концерт должен был стать событием уже музыкальным. Мы, русские, уверены в собственной исключительности, и, конечно же, ждали, что для “только что открытой страны” Маккартни подготовит нечто особенное и концерт для нас должен быть, что называется, из ряда вон, однако этот концерт оказался всего лишь одним из” в веренице шоу мирового тура “04Summer” (“04Лето”).

Нам казалось, что он так же стремится навстречу к нам, как и мы к нему. Ведь в прошлом году, пробыв в России всего два дня, Маккартни так много успел – побывать в питерском Эрмитаже и Московском Кремле, встретиться с фанатами, музыкантами, журналистами, чиновниками и президентом. А уж на этот-то раз он должен был отметить у нас день рожденья, побывать на учредительном собрании фан-клуба “Битлз”, отыграть юбилейный 3000-й концерт и т.д., и т.п. Но как бы не так. Два дня из трех Маккартни провел безвылазно в Константиновском дворце под Питером. А из запланированного состоялся только концерт на Дворцовой площади.

Зрители уходили с Дворцовой площади, не дождавшись концерта

Даже тот, кто видел московский концерт только по телевизору, без труда заметил бы его вторичность в Питере – от режиссуры шоу до шуток Маккартни. Шоу так же открывали шарики, клоуны и танцовщицы, Маккартни так же дирижировал толпой на “Hey, Jude” и так же забавно командовал: “Теперь мужьчины! Теперь девьчонки! А теперь все вместе!”.

Очевидцы рассказывали, что и в Швеции он точно так же приветствовал народ на ломаном шведском, только на экранах не было титров перевода с ошибками и задержками. И точно так же, как в прошлом году в Москве, он, посматривая на монитор, стоящий на полу, произнес одну и ту же белиберду про “желтую собаку, летящую на воздушном шаре”, чтобы якобы проверить невидимого переводчика, выдающего эти самые субтитры. И все же питерский концерт разительно отличался от московского.

Даже погода будто подыграла. Если московский концерт был солнечным, то питерский пришлось задержать больше чем на час из-за дождя. Кое-кто из зрителей, промокнув, даже ушел домой, так и не дождавшись начала выступления, или с середины концерта, как сын Валентины Матвиенко с женой. Лес разноцветных грибков-зонтиков разрезали крики:

- Вы зачем сюда приехали. На зонты смотреть? Паша, не выходи, они все под зонты спрятались.

Публика и впрямь была более спокойная, чем в Москве. Поскольку билеты на концерт были дешевле московских (спорный момент - прим. ред.), то многие пришли с детьми. И контраст между беснующимися от восторга взрослыми и их недоумевающими отпрысками был разителен. Вот мама привела дочь послушать музыку. А послушная девочка весь концерт, все два с половиной часа(!) добросовестно читала книжку, лишь изредка поглядывая на сцену. Молодежь заводили пузатые и не очень дядьки, вдруг вскакивавшие со своих мест и начинавшие кричать, размахивать руками или подпрыгивать, а потом плюхавшиеся на стулья и звонящие куда-то по мобильникам.

Очевидец, предусмотрительно захвативший 15-кратный бинокль, рассказывал, как неприятно поразило его по-деловому сосредоточенное выражение лица Маккартни. Человек работал. Наверное, нас испортили фильмы о “Битлз”, мы привыкли видеть их веселыми, смеющимися, излучавшими праздник. Но на питерской сцене праздника как раз недоставало. Маккартни просто РАБОТАЛ.

На Дворцовой присутствовали многочисленные узнаваемые персоны – Анатолий Чубайс, Андрей Макаревич, Сергей Мазаев, Александр Розенбаум, Валерий Сюткин, Александр Любимов, Михаил Боярский, Владимир Соловьев, Светлана Сорокина… Ждали Владимира Путина, но Дворцовая площадь не Красная – Путин позвонил Маккартни после концерта, поздравил с днем рожденья. Вместо президента концерт посетила губернатор Валентина Матвиенко.

Ни песней больше, ни минутой дольше

В Питере прозвучало больше спокойных медленных песен, хотя для концерта на площади камерность губительна. Конечно, Маккартни самый талантливый мелодист из всей четверки, и в “битловском”, и в сольном его творчестве масса хитов-медляков, но если ты собираешь на концерте 80 тысяч человек, то делать ставку на проникновенную лирику не стоит.

В Питере не прозвучали ни “Can’t Buy Me Love”, ни “Michelle”, ни “Mrs. Vanderbilt”, ни “Monkberry Moon Delight”, от которых в свое время стояла на ушах вся страна. Маккартни, наверно, об этом и не подозревал, английский менеджмент скорее всего тоже, но русские устроители уж могли бы догадаться. Если бы Маккартни выступал у нас раз в полгода, то он бы вообще мог играть песни только из сольников и на закуску одну-две “битловских”. Но это же были первые концерты в России…

Очень бы интересно было знать, каким образом составляется плей-лист тура, учитываются ли национальные особенности. Например, общероссийская любовь к альбомам периода “Wings” (“Крылья”): “Band On The Run” 1973 года и “London Town” 1978 года.

Один из последних взрывов интереса к Маккартни спровоцировал альбом 1989 года “Flowers in the Dirt” (“Цветы в пыли”), а 90-е годы ознаменовались полным падением внимания к его творчеству. Последний альбом “Driving Rain” (2001) не покупали даже самые упертые фанаты (я, хоть и не самая упертая, но все же купила - прим. ред.). Некоторые даже замечали с иронией, мол, лучше бы Маккартни не был таким плодовитым автором. И конечно вялые продажи его последних сольников не идут ни в какое сравнение с массовым интересом к сборнику “битловских” хитов “Битлз 1”.

В прошлом году представители фанатского ресурса Битлз.ру встречались с менеджментом Маккартни и представили список песен, которые бы хотели услышать фанаты на концерте (не было такого списка, обычная утка, запущенная в ходе PR-кампании концерта - прим. ред.). Но рекомендации, судя по всему, не были услышаны менеджерами.

Будем ждать тура Маккартни по провинциальным городам

Московский концерт закончил историю “Битлз” в России, строящуюся на легенде, питерский концерт окунул нас с головой в мировой шоу-бизнес, расчетливый и холодный, где каждый концерт тура продолжает предыдущий, где все рассчитано по минутам и заранее известно, что артист споет на бис.

Во всем мире “Битлз” уже давно принадлежат истории, но для нас они все еще были настоящими, сегодняшними, мы еще надеялись увидеть хотя бы их частичку. Но после концертов Маккартни нам мечтать уже не о чем (разве что о туре по полуразрушенным российским стадионам).

В прошлом году Маккартни удивил нас просто фактом своего появления в России. Но, судя по питерскому концерту, удивлять ему нас больше нечем.

Теперь и для нас “Битлз” ушли в историю.

Вернуться к оглавлению раздела "Статьи"

Top.Mail.Ru