Впервые! Песня Битлз на советском радио

      В это трудно поверить, но случилось это только в воскресенье 3 января 1971 года во время второго выпуска радиопередачи "Запишите на ваши магнитофоны" на "Маяке". Во всем нормальном мире вот уже ровно девять лет песни Битлз не звучали разве что из утюгов и машинок для варки яиц всмятку. Да и в Союзе к этому времени уже успела отметиться "Мелодия", вышел совковый фильм с фрагментом песни Битлз, Эмиль Горовец и тот уже успел отметиться, а самое демократичное СМИ упорно хранило унылое молчание. Но вот, наконец-то, не выдержала и эта плотина и сквозь пока еще маленькую трещинку просочилась первая песня битлов.
      Это была Let It Be, в которой четыре рабочих парня сказали твердое нет фашизму и апартеиду. Итак, СССР, Москва, радио "Маяк", передача "Запишите на ваши магнитофоны" второй выпуск, 3 января 1971 года, воскресенье, 14.25 мск, Let It Be - The Beatles -



      Этот фрагмент широко гуляет в инете в таком виде. Но создается впечатление, что сама песня вставлена позже неким доброхотом из лучших побуждений с целью заменить некачественную оригинальную запись хорошо звучащим новоделом. Услуга, мне кажется, медвежья. Исчезает аромат времени. Послушайте границу между словами Татарского и началом песни.


      Технические шумы, характерные для некачественной магнитной записи, с началом песни исчезают. Было бы хорошо, если бы кто-нибудь предложил оригинальный вариант этой аудиоцитаты.

      Ну, что тут сказать. Большое количество лысых и полулысых дядек, обремененных неподъемным грузом накопленных годов, сегодня внутренне съеживаются от ностальгических колик, услышав первые нотки музыкальной заставки, открывающей передачу "Запишите на ваши магнитофоны". Но об этом чуток ниже. А пока немного о самой передаче.
      Первый выпуск вышел в четверг 17 декабря 1970 года. Вел ее Виктор Татарский. Это, так сказать, дежурный факт. Но, вопреки расхожему мнению, он не был автором передачи и не занимался поиском и подбором материала для эфира. Этим занимались другие люди, о них тоже немного ниже. Но значение Татарского, который на революционный, по сути, материал, наложил свою манеру ведения и особенно свой неземной голос, было огромное. Все это вместе сделало ЗНВМ невероятно популярной передачей. Похоже, тут напрямую сказалась связь времен. Татарский по-своему ответил на вопрос своего прямого предка Чернышевского (он был его пра...внуком) "Что делать?". Не один год он планомерно подтачивал совковые устои, внедряя в некрепкие умы совковчан тлетворные разложенческие мысли, которые не могли не появиться у тех, кто внимал и впитывал неземную красивую музыку, сопровождаемую его гипнотическим голосом.

      Важная оговорка. Мои сомнения по поводу приоритета исполнения песни Битлз в программе ЗНВМ (январь 1971-го) легко подтвердились. В интервью Новой газете 25 января 2001 года, Татарский, в частности, сказал - "...впервые в Советском Союзе «Битлз» дал в эфир я." Это же утверждает и Либергал. Увы, но это не так. 27 июня 2012 года член клуба битлз.ру под ником papan, живущий в Эстонии, в теме "Западная рок-музыка в СССР, как это было..." написал -
       "В 67-м (кажется, с лета) эстонское радио передавало блоками несколько ранних песен Бич Бойз и несколько песен Битлз с "Раббер Соул". Я всё это записал на свой "Аидас". В 68-м начала выходить передача ПоБиФо (Поп-Бит-Фолк), где можно было услышать вообще любую музыку. Добавлю, что полное название передачи "Побифо ревю", начала она выходить в мае 1968 на втором канале эстонского радио (Виккеррадио), ведущий Юри Лина. Кстати, наиболее часто передаваемая битловская песня в те годы на эстонском радио "Настоящее искусство" (Act Naturally) в исполнении Ринго. Эта песня попала в ротацию концерта по заявкам и звучала регулярно."
      В ходе разговора на эту тему, другой член клуба из Эстонии дал ссылку на уникальную запись эстонского радио. А именно на одну из передач ПОБИФО от 16 октября 1968 года. Причем, полностью (30 мин).

      Вот она -

      Вот и получается, что в Советском Союзе документально подтвердилось звучание битлов на радио еще 16.10.1968 года. В начале передачи первым прозвучал отрывок песни I Saw Her Standing There, затем наполовину обрезанная харрисоновская Within You Without You и за ней полная The Fool On The Hill. А поскольку есть свидетельства, что Битлз по эстонскому радио звучали и ранее, то остается копать вглубь. К тому же не ислючено, что, скажем, узбеки вытряхнут из котомки радиобитлов от 1963 года :)

      Лед потихоньку тронулся. Сегодня (29.06.12) из Эстонии пришла еще одна "малява". Передача ПОБИФО от 18 сентября 1968 года. В самом конце передачи (13:40) звучит Twist And Shout. То есть задокументированное звучание Битлз на советском радио на целый месяц сдвинулось вглубь веков. Конечно, где-то в архивах радио лежат бесценные документы и просятся на свет божий. Надо им помочь.

      ПОБИФО, 18.09.1968 -

      Красота! Неутомимый копатель из Эстонии явил (13.03.2015, пятница, 13-е, кстати) божьему миру невероятный документ! Удивительно, что он (документ) смог дожить до нашего времени.
      27 января 1966 года с 22.00 до 22.50 по первой программе эстонского радио в "Музыкальном часе" прозвучали 8 (!) песен Битлз!
Ask Me Why
I Call Your Name
Eight Days A Week
Thank You Girl
Please Please Me
All My Loving
She Loves You
Can't Buy Me Love

Так держать, эстонский товарищ!







Виктор Татарский

      Понятно, что долго такая передача просуществовать не могла. В 1972 году по вражьему "Голосу Америки" журналист Уиллис Коновер (Willis Conover) сказал, что "лунный" голос Татарского знакомит советскую молодежь с западной музыкой. Вонючая "Комсомольская правда" разразилась по этому поводу погромной статьей в духе "доколе?". Куда надо пошла грозная бумага и кто надо наложил на передачу лапу и ее не стало.
      Через несколько месяцев ее удается реанимировать уже под именем "На всех широтах". Содержание в ней тлетворной западной музыки рекомендовалось резко убавить. Видимо, сделано это было не очень резко и через год подключили еще одну шавку - "Московского комсомольца", который обвинил Татарского в том, что он в песнях передачи пропагандирует пьянство. Оказалось, что кто-то в какой-то песне выпил шампанского, что, конечно, может подтолкнуть советскую молодежь, безусловно, в совершенстве поголовно владеющую английским, забухать по-черному. Опять бумага и опять закрытие.
      Была сделана и третья попытка возродить передачу, но на трансляцию западной музыки был наложен запрет, только демократы. И Татарский, Либергал и Гордеева отказались от этой затеи. В последующем Татарский был ведущим нескольких прекрасных музыкальных передач, но их уже можно было бы назвать вегетарианскими.
      И еще такая техническая, что ли, деталь по передаче ЗНВМ. Основная заслуга в ее рождении принадлежит Григорию Либергалу. А ведь ему тогда было всего 23 года. Либергалу тащили пластинки со всей Москвы. Он был в курсе всех последних новинок. Снабжали его "пластами" в том числе и такие люди, как Тема Троицкий, Игорь Фесуненко, Владимир Познер.



Григорий Либергал

      И третьим важным звеном была Галина Гордеева, звукорежиссер. Она отвечала в передаче за "демократов" и советскую эстраду. Именно она пригласила на роль ведущего Татарского, который только зачитывал написанные ею и Гришей Либергалом тексты.



Галина Гордеева

      И еще несколько ностальгических деталей. Вы уже приготовились. "Нота" светит зеленым глазом, палец лежит на клавише "запись"... Пуск!


      На музыкальную заставку этой передачи у старшего поколения уже давно выработаны условные и безусловные рефлексы. И сегодня такой индивид, нечаянно услышав эту мелодию, впадает в легкую тревогу и начинает бессистемно и озабоченно вертеть головой. Его вестибулярный аппарат начинает давать сбои, он или тупо замирает, или как ненормальный кричит на всю квартиру - Танюха, ты помнишь...
      Вот что говорит сам Виктор Татарский -



Итак, песня Винчестерский собор. А вот, собственно, и он -





А это наши герои - группа The New Vaudeville Band

Сингл-сорокопятка 1966 года (Fontana F-1562) Winchester Cathedral группы The New Vaudeville Band -

Winchester Cathedral -



Wait For Me Baby -



Кстати, Wait For Me Baby в вышедший следом гигант не вошла



Вот в таком дурацком конверте вышел сингл



Сторона А



Сторона B



Вышедший следом гигант (Fontana Records SRF-67560)



Сторона A



Сторона B



Внутренний вкладыш

Winchester Cathedral в исполнении оркестра Поля Мориа -



      Говоря о передаче "Запишите на ваши магнитофоны", совершенно нельзя не упомянуть еще одну песню. Незабываемой красной строкой в передаче звучит цитата из шикарной песни группы Ten Years After Love Like A Man -



      Можно смело сказать, что эта вставка по ходу передачи, была популярней, чем цитата из Winchester Cathedral, открывающая ее. Этот гитарный риф, пожалуй, олицетворял собой все запретное, прекрасное, страшно далекое и такое желанное из того огромного притягательного мира, каким для отроков того времени являлась западная музыка.

Love Like A Man -







      Гигант Cricklewood Green (SML 1065) с песней Love Like A Man вышел 17 апреля 1970 года на лэйбле Декки Deram и сразу стал забираться на верхушки всевозможных чартов.





Лицевая сторона



Задник



Внутренний разворот



Сторона A



Сторона B

      И еще хотелось бы сказать вот о чем. Обычно сингл с ударной песней выходит немного раньше, рекламно предвосхищая выход гиганта, включающего эту же песню. Но в этом случае Ten Years After поставили лошадь позади телеги, выпустив сингл Love Like A Man через две недели после выхода LP. Зачем? А фиг знает. Но, тем не менее, разбирали его как горячие пирожки. И поэтому стоит рассказать о нем подробнее.
      Это совершенно необычный сингл. Сторона A, как и положено сорокопятке, на 45 оборотов. А вот сторона B на 33 оборота. Еще прикол - на обеих сторонах одна песня - Love Like A Man. Дело в том, что на стороне A версия песни (7 минут 30 секунд) с LP, она вписалась на одну сторону семидюймовика. А вот на стороне B версия длительностью 9 минут 30 секунд, которую вживую записали во время шоу Билла Грэхема (Bill Graham) Fillmore East. И, поскольку она не вписывалась на сторону сорокопятки, то сторону B сделали на 33 оборота! Редчайший случай! Если вообще не единственный. Дело в том, что живая версия получилась превосходного качества и музыканты решили не дать ей пропасть, выпустив сингл одной песни.
      Вот эти две песни. Вернее, одна в двух исполнениях -

Версия LP -



"Живая" версия -





(DM 299) Первый пресс был обут вот в такой никакой конверт



Сторона A



Сторона B

Думаю, что эти мелодии, которые прочно сидят в подкорке, достойны такого длинного рассказа

PS

      Ну, и хочется немножко поворчать. Считаю, что Deep Purple полностью украли архитектуру песни Love Like A Man и бездумно перенесли ее в свою супер-пупер Smoke On The Water (1972). Все один в один - сначала крутой гитарный риф, затем вокальная часть, далее мощный гитарный соляк, снова вокал и кода. Причем соло в середине песни у TYA помощней и покраше. Да и главные гитарные рифы подозрительно похожи -

Smoke On The Water -


риф TYA -


риф DP -


      Впрочем, не стоит, наверное, обвинять DP в том, что они украли мелодику рифа у TYA. Они безбожно украли ее вот из этой песни -



Песня Maria Moite (1966). Поет автор песни бразильский композитор Карлос Лира (Carlos Lyra)

А вот и цитатка. Ясно как белый день -



Так что можно сказать, что автор рифа DP Карлос Лира -



Вот и получается, что Паплы схалтурили

в начало фотогалереи