Аннотации к песням (выбор альбома)

Please Please Me
With The Beatles
A Hard Day's Night
Beatles For Sale
Help!
Rubber Soul
Revolver
Sgt. Pepper
Magical Mystery Tour
The Beatles
Yellow Submarine
Abbey Road
Let It Be
Past Masters Vol. 1
Past Masters Vol. 2

Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band

Ian Macdonald. Revolution in the Head: The Beatles' Records and the Sixties

      Настоящее имя этого британского писателя Ian MacCormick. Родился 3 октября 1948 года. Нелепо ушел из жизни в августе 2003 года. Эта книга, психологически тонко анализирующая тексты всех песен Битлз, является главным трудом его жизни и, кстати, одной из самых лучших в битлологии. Тексты публикуются с разрешения автора переводов Андрея Зотова и, будем надеяться, число их будет увеличиваться.





●  Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
●  With A little Help From My Friends
●  Lucy In The Sky With Diamonds
●  Getting Better
●  Fixing A Hole
●  She's Leaving Home
●  Being For The Benefit Of Mr. Kite!
●  Within You Without You
●  When I'm Sixty-Four
●  Lovely Rita
●  Good Morning Good Morning
●  Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (Reprise)
●  A Day In The Life

Lucy In The Sky With Diamonds
Текст и перевод песни

Lennon: вокал с двойным наложением, соло-гитара
McCartney: вокальная гармония, бас-гитара, орган Lowery
Harrison: вокальная гармония, соло-гитара, акустическая гитара, тамбурин
Starr: ударные, маракасы

Записано: 28 февраля, 1-2 марта 1967 года в студии Abbey Road 2
Продюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick
Дата выхода в Великобритании: 1 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)
Дата выхода в США: 2 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)

      Одна из самых мечтательных песен Леннона Lucy In The Sky With Diamonds медленно кружится в мелодическом вихре преливающихся радугой потоках звука. Учитывая, что название трека было позаимствовано с рисунка, который его четырехлетний сын Джулиан нарисовал цветными карандашами в школе, а атмосфера песни из полной галлюцинаций главы книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»1, было вполне закономерно предположить, что это есть ни что иное, как закодированный экскурс в ощущения, которые приходят после употребления ЛСД. На самом деле никакого намеренного кодирования не было и, хотя в песне напрямую описано то, что человек видит во время психоделических «путешествий» под влиянием ЛСД, сами Битлз были по-настоящему удивлены, когда им было на это указано. Леннон, который написал большую часть (Маккартни помог ему с парой-тройкой образов), позже говорил, что все было искусно надумано. В дальнейшем Леннон был очень недоволен тем, как был записан трек, это было сделано необычайно быстро для альбома Sgt. Pepper2 и он всегда хотел перезаписать песню заново.
      Что конкретно он хотел поменять, осталось неведомо, но можно вполне предположить, что, как и в случае со Strawberry Fields Forever, его изначальный творческий импульс был утерян в занятой атмосфере студии и налет сентиментальной нежности, присущий таким его композициям, как Good Night и Julia был просто потерян3. Первый день работы над треком состоял из восьмичасовой сессии, в течение которой Леннон буквально на ходу4 полностью заканчивает песню. Иногда бывает так, что одна часть музыкального произведения может полностью изменить восприятие всего произведения и, учитывая пассивный и податливый настрой Леннона в то время, вполне возможно, что он просто согласился вставить блистающую контр-мелодию Маккартни5, в то время, как все, что он хотел – это построить циклический дрейф последовательных куплетов вкупе с нисходящей хроматически басовой мелодией (позже использованной в Dear Prudence)6. Однозначно, что самая эффектная секция в песне - это переход с его неуловимой гармонией дрона ре мажор и легкой, как перышко, линией бас гитары7. К сожалению, неуклюжий переход в трехаккордный рок в темпе 4/4 полностью размывает то убаюкивающее очарование, на создание которого было потрачено столько времени и усилий.
      По правде говоря, структура Lucy In The Sky With Diamonds была изначально плохо продумана и песня выигрывает скорее за счет эффектной манеры студийной записи, чем как цельное произведение (голос и гитара были пропущены через громкоговоритель Лесли, было добавлено эхо и изменена скорость вращения ЛПМ).

      1 Глава 5 «Шерсть и Вода». Льюис Кэрролл был любимым писателем Леннона, который всегда хотел «написать свою Алису» (Shotton, p. 33). Книги про Алису были канонизированы контркультурой за их сюрреалистичный юмор и намеки на видения под воздействием наркотиков. Одним из выдающихся примеров чего является композиция White Rabbit, записанная Jefferson Airplane для альбома Surrealistic Pillow (1967).
      2 Песня содержит один из нескольких неотредактированных казусов, допущенных при записи альбома: неподчищенный вокал (1:32).
      3 Самая сентиментальная и полная ностальгии сцена в главе - это где Алиса собирает душистый камыш (в русском переводе В. А. Азова «ненюфары»). Для Леннона «девочка с калейдоскопическими глазами» была любимая женщина/мать, жившая в его самых наивных мечтах: «образ женщины, которая однажды придет и спасет меня» (для Маккартни это был Бог, Всевышний, Белый Кролик). Эта мистическая женщина-оракул, по которой Леннон скорбил в Yes It Is, которой был озадачен в She Said She Said, была вначале его мать Джулия, роль которой впоследствии заняла Йоко Оно.
      4 Martin, "Summer of Love" (p. 103).
      5 Это звучание, зачастую характеризуемое как звук челесты, в большей степени находящееся между клавесином и металлофоном, было звуком органа Lowrey (названного в честь его создателя Frederick C. Lowrey, 1871-1955).
      6 Ремиксы ранных версий песни, выпущенные на Anthology 2, дают представление о том, каким кардинальным образом басовая партия Маккартни может изменить трек (например, до самого последнего этапа записи, контрмелодии нет ни в куплете, ни в припеве).
      7 В этой секции, наряду с тамбурином, Харрисон играет на гитаре в стиле саранги, сопровождая линию вокала Леннона (The Beatles Anthology 2 p. 243).

She’s Leaving Home
Текст и перевод песни

McCartney: вокал с двойным наложением, вокальная гармония
Lennon: вокал с двойным наложением, вокальная гармония
Erich Gruenberg, Derek Jacobs, Trevor Williams, Jose Luis Garcia: скрипки
John Underwood, Steven Shingles: альты скрипичные
Denis Vigay, Alan Dalziel: виолончели
Gordon Pierce: контрабас
Sheila Bromberg: арфа

Записано: 17, 20 марта 1967 года в студии Abbey Road 2
Продюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick
Дата выхода в Великобритании: 1 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)
Дата выхода в США: 2 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)

      Вдохновением для написания композиции «She’s Leaving Home» послужила статья в ежедневнике Daily Mirror1. Музыкальное построение песни продолжает традиции кинематографического стиля, использованного ранее в «Eleanor Rigby» и «For No One», на этот раз смещая акцент на разницу в возрасте военного и послевоенного поколений. Аранжировка, выполненная Майком Линдером (Mike Leander), которая с живописной остротой подчеркивает мелодию Маккартни, насыщенную сочными нонами и ундецимами, подвергалась критике за отсутствие сдержанности, характерной для похожей арнжировки Джорджа Мартина в «Eleanor Rigby»2. Однако, если трагедия в «Eleanor Rigby» абсолютна в своей окончательности, то неспособность родителей понять своего ребенка, в «She’s Leaving Home», по меньшей мере, еще поправима, что полностью оправдывает сердцещемящую сентиментальность трэка. Воистину, для многих – это самая волнующая песня из всего каталога Битлз. Лаконичные и сочувственные слова песни3 принадлежат Маккартни, за исключением строк Леннона в припеве, основанных на типичных выражениях его тетушки Мими. Музыка в куплете, в полной надежды восходящей теме, написана Маккартни, в припеве же, там, где процесс переживания отца и матери выражен сжатыми нисходящими фразами, соавторство музыки неоспоримо4. Записанная за два дня, композиция «She’s Leaving Home», наравне с «A Day In The Life» представляет собой самое лучшее, записанное на альбоме – нетленное произведение популярного искусства своего времени5.

      1 Выпуск от 27 февраля 1967 года. «Она» в названии, была сбежавшая из дома 17-летняя девушка по имени Melanie Coe. Чисто случайно слова песни достоверно передали большинство деталей её жизни. (См. Turner "A Hard Day’s Write" pp. 126-127).
      2 Будучи аранжировщиком-фрилансером, Мартин постоянно был занят работой с другими исполнителями, и он был занят, когда возбужденный Маккартни, позвонив, потребовал немедленной аранжировки. Не в состоянии выполнить просьбу, Мартин был крайне расстроен на следующий день, когда узнал, что Маккартни нанял Mike Leander вместо него. Но партитуру, написанную Leander, он отдирижировал, лишь с минимальными изменениями.
      3 Композитор-песенник Nick Heyward в интервью говорил - «Слова, типа "clutching" просто больше не употребляются в современных песнях» ("Independent", December 16, 1993).
      4 В своей книге ("Summer of Love", p. 133) Джорж Мартин так описывает «She’s Leaving Home»: «строго говоря, это вообще песня не Битлз ... чисто Маккартни, с начала и до конца». Но данное утверждение Мартина лишено оснований, учитывая, что Маккартни нужно было написать и музыку для фраз припева и слова, которые исполняет Леннон.
      5 Будучи в отпуске в Америке с Jane Asher, Маккартни посетил студию звукозаписи в Лос-Анджелесе, в которой Beach Boys записывали новый альбом «Smile», в продолжение их успешного альбома «Pet Sounds» и также как ответ на «Revolver». Перед тем, как уйти, Маккартни сел за рояль и сыграл «She’s Leaving Home», шутя предупредив Brian Wilson: "Тебе, Брайан надо бы поторопиться". Wilson же, на тот момент фактически находившийся в творческом кризисе, свернул работу над альбомом «Smile», который увидел свет лишь в 2004 году.

Within You Without You
Текст и перевод песни

Harrison: вокал, ситар, акустическая гитара, тамбура
Индийские музыканты, не упомянутые в титрах: дильруба, сварамандал, табла, тамбура
Erich Gruenberg, Alan Loveday, Julien Gaillard, Paul Sherman, Ralph Elman, David Wolfsthal, Jack Rothstein, Jack Greene: скрипки
Reginald Kilbey, Allen Ford, Peter Beavan: виолончели
Neil Aspinal: тамбура

Записано: 15-22 марта 1967 года в студии Abbey Road 2; 3 апреля 1967 в студии Abbey Road 1; 4 апреля 1967 года в в студии Abbey Road 2
Продюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick
Дата выхода в Великобритании: 1 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)
Дата выхода в США: 2 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)

      Композиция Харрисона «Within You Without You» на записи заканчивается смехом1, который был добавлен Джорджем в последний день работы над треком (это был также и последний день работы над альбомом «Sgt. Pepper» в целом). Это, слегка перекошенное чувство юмора, несло в себе, как оказалось, глас провидения: этот амбициозный экскурс во фьюжн межкультурализма и медитативной философии, был встречен ленивым зевком практически каждым музыкальным обозревателем, который комментировал трек с момента его выхода. Ввиду отсутствия интересного гармонического содержания, критики сосредоточились в своих нападках на словах песни, называя их дидактическими и давно устаревшими.
      Не считая оскорбленных чувств «Поколения Я»2, которому было указано на то, как «все мы малы», основной претензией к треку со стороны его противников, был налет чувства превосходства и лицемерия, заключающийся в назидательном помахивании пальцем в сторону тех, кто «получает только выгоду, утрачивая душу» («А вы не один из них?»). И все же, глядя на мир через метафизическую призму индийской философии, для Харрисона было абсолютно естественным причитать о том, что люди могли бы спасти мир, «если бы они только знали». Что же касается обвинительного перста, что было довольно плохим тоном в те времена релятивизма и желания преуспеть в жизни, это лишь было знаком того, что чувствовалось в то время, а именно революции в действии: внутренней революции против материализма. Плохо ли, хорошо ли это, но руководить революцией невозможно, не выбрав в этой борьбе одну из сторон и не указывая на недостатки своих противников.
      Харрисон написал песню на фисгармонии в доме своего друга Клауса Вормана (Klaus Voormann) после ужина, во время которого разговор зашел о духовной бесплодности современной жизни («между всеми нами расстояния... и любовь, такая стылая»). Именно в этом смысле композиция «Within You Without You» оказалась честью и совестью всего альбома «Sgt. Pepper», своего рода проповедью, необходимой и принятой в общинном песнопении.
Нередко те, кому было неведомо состояние нравственности, в 1967 году описывают данную композицию, как кляксу на безупречном полотне альбома, ставшим классикой рока и, тем не менее, именно «Within You Without You» является стержневой для понимания мировоззрения, сформировавшего отношение к альбому, отношения, которое было полностью обосновано тогда и является таковым сейчас.
      Как только стало ясно, что «Only A Northern Song» не попадет на альбом, Харрисон, похоже, встряхнулся и, отбросив в сторону свои, присущие ему на тот момент негодование и разочарование, решил сделать все, чтобы новый трек занял свое достойное место на альбоме. В дополнение к медленно текущей мелодии в двойном наложении, сыгранной на смычковой лютне - дильрубе (записанную с измененной скоростью в целях понижения тона), Харрисон решил, что треку чего-то не хватает и обратился за помощью к Джорджу Мартину, который в свою очередь написал партитуру для струнных3. В центральном гате4 размером 5/8, ситар Харрисона вступает сначала в диалог с дильрубой, а затем перекликается со струнным ансамблем, после чего, подобно сыгранной на арфе, гамма на сварамандале предвосхищает интеракцию ситара и скрипки-соло в свободном темпе (в этом месте на треке [3:46] слышно, как Харрисон тихо отсчитывает момент всупления музыканта на табле). Композиция «Within You Without You», записанная с участием музыкантов из Центра Азиатской Музыки (без должного упоминания их имен в титрах альбома), которые играли сидя на полу в студии № 2 при приглушенном свете и в атмосфере дымящегося ладана, была смикширована с применением ADT (системы автоматического двойного наложения) и высокой компрессии звукового сигнала таблы, к которой во время записи были максимально приближены микрофоны. Во всей дискографии Битлз нет ни одной композиции, которая была бы настолько стилистически удалена от типичного звука Битлз и которая стала выдающимся достижением для того, кто познакомился с традициями индийской классической музыки не полных восемнадцать месяцев назад.

      1 Этот фрагмент записи со смехом Битлз был взят из неизвестного дубля во время одной из сессий по записи альбома «Sgt. Pepper» (Martin, «Summer of Love», стр. 129).
      2 «Поколение Я» - или «Generation Me» - поколение родившихся с 1946 по 1964 год. В Западной Европе и США характеризовалось как поколение, которое отвергало традиционные ценности и отрицало устои своих родителей. Как единение, данное поколение оказалось более активным, физически развитым и материально обеспеченным, чем любое предшествующее ему и первым в истории поколением, которое верило, что со временем мир можно изменить к лучшему.
      3 Не проявляя особого энтузиазма, Джордж Мартин постарался, как мог, передать идиому, тщательным образом вписывая (в партитуру) микротональность слайдов, которые музыканты Лондонского Симфонического Оркестра должны были сыграть. Трек не произвел особого впечатления на Мартина во время записи, хотя в ретроспективе он изменил свое мнение: «На самом деле - это очень хороший трек» (его партитура к «Sea Of Time» на звуковой дорожке к «Yellow Submarine» содержит, как любящюю дань Харрисону, мелодическое цитирование из «Within You Without You»).
      4 Гат - мелодический отрывок, написанный к определенной раге - музыкальной форме в рамках индийской классической музыки.

в начало фотогалереи