Аннотации к песням (выбор альбома) Please Please Me With The Beatles A Hard Day's Night Beatles For Sale Help! Rubber Soul Revolver Sgt. Pepper Magical Mystery Tour The Beatles Yellow Submarine Abbey Road Let It Be Past Masters Vol. 1 Past Masters Vol. 2 |
Настоящее имя этого британского писателя Ian MacCormick. Родился 3 октября 1948 года. Нелепо ушел из жизни в августе 2003 года. Эта книга, психологически тонко анализирующая тексты всех песен Битлз, является главным трудом его жизни и, кстати, одной из самых лучших в битлологии. Тексты публикуются с разрешения автора переводов Андрея Зотова и, будем надеяться, число их будет увеличиваться. |
● Come Together ● Something ● Maxwell's Silver Hammer ● Oh! Darling ● Octopus's Garden ● I Want You (She's So Heavy) ● Here Comes The Sun ● Because ● You Never Give Me Your Money ● Sun King ● Mean Mr Mustard ● Polythene Pam ● She Came In Through The Bathroom Window ● Golden Slumbers ● Carry That Weight ● The End ● Her Majesty |
Lennon: вокал, ритм-гитара, гармоника, соло-гитара, хлопки в ладоши McCartney: вокальная гармония, бас-гитара, пианино Harrison: гитара Starr: барабаны, маракасы Записано: 21-23 июля Abbey Road 3. 25, 29, 30 июля 1969 года в студии Abbey Road 2 Продюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick/Phil McDonald Дата выхода в Великобритании: 26 сентября 1969 года (LP: Abbey Road) Дата выхода в США: 1 октября 1969 года (LP: Abbey Road) Леннон возвращается в студию 9 июля, как раз к началу записи Maxwell's Silver Hammer, что ознаменовало его первый вклад в альбом Abbey Road после того, как он, двумя месяцами раньше, записывает гитарную часть для You Never Give Me Your Money. В течение следующих двух недель он, похоже, больше ничем не занимается, не доводя до конца ни одну из своих начатых песен, с момента записи, еще в апреле, The Ballad Of John And Yoko1. Вместо этого, кажется, что основная часть усилий Леннона идет на доставку кровати в студию, чтобы его супруга, которая выздоравливает после дорожной аварии, случившейся в конце июня в Шотландии (Йоко пострадала гораздо серьезней, чем Джон), могла наблюдать за процессом и морально поддерживать его (над подушкой Йоко был подвешен микрофон, так, чтобы она могла вставить слово в случае необходимости). Наконец, Леннон заводит себя, забавляясь от скуки со старой композицией Чака Берри You Cant' Catch Me, в итоге неблагоразумно используя часть слов из песни Берри (Here come old flat-top) в окончательном варианте своей собственной композиции, явившейся результатом его усилий по обыгрыванию песни Берри2. С ее сексуально-политическим названием, Come Together явилась на свет как последнее участие Леннона, пока еще находившегося в группе, в распространении идей контр-культуры3. Увещевательно-поучительная, претендующая на непогрешимость, как раз в стиле его ранних пост-битловских песен4, композиция представляет собой поток личных признаний в виде словесной шелухи, относящихся к антагонизмам непросвещенного мира, с намеком на то, что язык, используемый в подобного рода конфронтациях, есть сам по себе духовная западня и потенциальная тюрьма. Позже эта идея была подхвачена сепаратистками от феминизма и оказывается на острие альтернативной политики в конце 1969 года (подчеркивая, что эта западня, как и тюрьма, сотворены мужским полом). Ничего на альбоме Abbey Road не может сравниться по уровню всеохватывающего эффекта Zeitgeist (в духе времени), который производит заявление Леннона, сопоставимое по воздействию с новостями первой полосы, когда он, после двух куплетов слегка угрожающего полубреда, объявляет о том, что: "One thing I can tell is you got to be free" (Скажу тебе лишь одно - ты должен быть свободен). Призыв к свободе на этот раз отличается от раннего призыва к революционной свободе тем, что теперь это свобода от всех «форм» и всех «норм», включая и политически левые. Та степень сокровенного и личного, с которыми Леннон поделился в своей композиции Julia, в Come Together выставляетcя на всеобщее обозрение на невиданном доселе уровне откровения, да так, что оказывается вдруг вознесенной почти что до (анти-)идеологии - призыва сбросить оковы воображения и освободить язык от условностей, что поможет расшатать устои политической и эмоциональной зашоренности. В этом смысле песня продолжает традицию, начатую Ленноном в I Am The Walrus, которая является частично выражением его ментальности отшельника, подогретого ЛСД, а частично результатом впитывания, доминирующей в то время идеи анти-элитаризма в контр-культуре, которая была сформулирована и развита такими разноликими деятелями, как Marshal Macluhan, Arthur Janov, R.D. Laing и Herbert Marcus. Персонаж этой контркультуры и анти-политики в Come Together вобрал в себя весь набор заумных игр мудрых хиппи - этакий недоуменный гуру/шаман, скопированный с Timothy Leary, Ken Kesey, с фиктивного Дон Жуана, созданного писателем Carlos Castaneda, с прохиндеев, типа Насреддина и с восточных мастеров Дзен. Как амальгамация перечисленных выше типажей (возможно, с небольшой толикой сатирического персонажа Mr. Natural, изобретенного писателем-сатириком Robert Crumb), герой в песне Леннона смотрит на всех глазами «JuJu» (по тектсу Joo Joo), что наводит на мысль об обложке псевдо-Вуду альбома «Гри-Гри» (Gris-Gris), записанного музыкантом по имени Dr John the Night Tripper. Вышедший в Великобритании в 1968 году, альбом имел невероятную популярность в альтернативных студенческих кругах5. К третьему куплету песни происходит метаморфоза - герой из Old Flat-top превращается в самого Леннона с «asides-sideboard(s)» - от Йоко Оно, намек на ее особенность держаться во время интервьюA. (Словосочетание «Spinal cracker» может относиться к традиционной практике японских женщин ходить по спинам своих мужей с тем, чтобы ослабить мышечное напряжение, что способствует сохранению гибкости позвоночника). Созданная под влиянием Dr John (и более отдаленно The Band), песня по своей структуре есть блюз в тональности Ре, с переходом в относительный минор в припеве. Однако, в ритмическом отношении композиция обретает новый для того времени американский стиль «расслабухи» и «отключки», в котором наркотическая ленность ритма, и, как правило, весьма сдержанный подход к написанию композиции, предлагали крутую пролетарскую альтернативу психоделическим выдумкам среднего класса6. Сопутствующими наркотиками, в данном случае, были кокаин и героин (а позже и мощный транквилизатор метаквалон, известный под брендом «Quaalude»7. Безусловно, наблюдательное и пассивное состояние души великолепно передается бело-облачным тоном гитарного соло Леннона с двойным наложением и блестящим исполнением Маккартни характерных партий бас-гитары и пианино, особенно его поразительно размеренной двух-тактовой вставки перед соло. (Леннон, обычно сдержанный в похвалах, на этот раз заслуженно не скупится на фимиам для своего партнера). Довольно сомнительное микширование соединяет части в цельное полотно и для Битлз это оказывается весьма необычной звуковой картиной. Воспринятая с большим энтузиазмом в студенческих общежитиях и в альтернативных молодежных кругах, Come Together оказывается ключевой песней на переломе десятилетия, обозначив поворотный момент в стремлении западной молодежи отвергнуть здравый смысл и накопленные знания предыдущих поколений, устоявшуюся этику и нормы поведения, в пользу вдохновленного наркотиками релятивизма, который, начиная с того самого момента, значительно подорвал интеллектуальные основы западной культуры. 1 За исключением Give Peace A Chance, написанной 1 июня в гостинице в Reine-Elizabeth в Монреале и выпущенной месяцем позже в качестве дебютной композиции для Plastic Ono Band. (Леннон указал совместное авторство Lennon-McCartney в ответ на помощь партнера в записи The Ballad Of John And Yoko) 2 В 1973 году владельцы прав на издание композиций Чака Берри подали в суд на Леннона, который урегулировал иск вне зала суда, согласившись выпустить три их песни на своем альбоме Rock'n'Roll (песни Берри You Cant' Catch Me и Sweet Little Sixteen и композицию Lee Dorsey Ya, Ya) 3 Фраза была отчеканена Тимоти Лири в качества лозунга к его планируемой предвыборной кампании против Рональда Рейгана на пост губернатора Калифорнии в 1969 году. Лири попросил Леннона написать песню и, на удивление, Леннон, который на тот момент был разочарован в психоделических попытках Лири обратить всех в свою веру, согласился попробывать, результатом чего и явилась Come Together. (Будучи однозначно против ЛСД, Рейган сделал все возможное, чтобы его противнику было отказано в выпуске на поруки из тюрьмы графства Orange. Лири просидел там после ареста по обвинению в употреблении марихуаны, в течение всей предвыборной кампании). 4 Give Peace a Chance, Power to The People, Imagine, Woman Is The Nigger Of The World, Happy Christmas и т.д. 5 Он же, сессионный пианист из Нового Орлеана Mac Rebennack, придумал псевдоним как двойной намек на своего наставника профессора Longhair (Roy Byrd) и песню Битлз Day Tripper. На обложке альбома его фото наложено на ночную сцену в байу в Луизиане. В заглавной композиции его JuJu/Вуду персона претендует на «полет сквозь дым». При записи песни, по воспоминаниям Маккартни, Леннон просил его настроить электрическое пианино так, чтобы оно имело «очень заболоченный и задымленный звук», что ассоциативно прослеживается в последнем куплете - «болотная/мутная вода» (muddy waters) и «фильтр mojo» (mojo filter). I got my Mojo Working была самой популярной композицией блюзмена Muddy WatersB. Mojo - это амулет религиозной культуры Вуду, хотя для наркоманов термин может означать любой вид наркотика, но, как правило, морфий. 6 Изначально песня была в более быстром темпе, но затем была замедлена во время звукозаписывающих сессий, заслуга, которую приписывали себе как Леннон, так и Маккартни. 7 Из-за испытываемой депрессии, связанной с постоянными атаками СМИ, выкидышем у Йоко и (ошибочным) мнением докторов, по поводу того, что Леннон «стерилизовал» себя повышенным употреблением алкоголя и наркотиков, Джон и Йоко подсаживаются на героин. A «Asides» (по тексту «sideboard») - это слова, произносимые актером в сторону во время пьесы, что было типично для Оно во времена их ранних интервью. (Прим. переводчика) B Само слово Mojo, означающее, среди прочих значений, самоуверенность, самоуважение, сексуальную привлекательность, вошло в полу-сленговый английский язык. Поэтому Леннон ставит слова рядом - «mojo filter», т.е. у кого самоуверенность бьет через край, тому необходимо ее фильтровать, т.е. уменьшать воздействие на окружающих, подобно фильтру сигареты, уменьшающему содержание никотина для курильщика. (Прим. переводчика) |
Lennon: вокал, ритм-гитара McCartney: вокал, бас-гитара Harrison: гитара, синтезатор Moog George Martin: электрический спинет Записано: 1-4 августа 1969 года в студии Abbey Road 2; 5 августа 1969 года в студии Abbey Road 3 Продюсер: George Martin; Инженеры записи: Geoff Emerick, Phil McDonald Дата выхода в Великобритании: 26 сентября 1969 года (LP: Abbey Road) Дата выхода в США: 1 октября 1969 года (LP: Abbey Road) Композиция Леннона Because была записана последней для альбома Abbey Road. Построенная как трехголосная гармония в до-диез минор, песня явилась на свет в результате вдохновения, посетившего Леннона от прослушивания исполненной Йоко Оно Adagio sostenuto, 14-ой сонаты Бетховена, опус 27, №2 (Лунная)1. Вокальный трэк был переналожен дважды, в результате общее число исполняющих голосов оказалось девять; исполнение гармонии в этой песне является одним из самых сложных из всех записей группы и даже учитывая направляющую и руководящую роль Дж. Мартина, группе потребовалось много и долго репетировать, чтобы выучить все партии. Под аккомпанемент постоянных арпеджио на клавикорде (слева), гитары (справа) и синтезатора (в центре), мелодия, создаваемая аккордами, отдает леденящей грандиозностью, вызывая при этом минимум эмоций, вместо этого величественно паря с потоком бриза, созданного вычурной игрой слов. Многие восхищаются особенным настроением этой песни, как эпитомией мечтательной отрешенности, не принимая во внимание тот героин, который тогда с прохладцей растекался по телу композитора. Пятьдесят дней спустя после завершения Because, Леннон возвращается в студию, чтобы попытаться выреветь свою наркотическую зависимость в Cold Turkey. В техническом отношении, а именно по качеству записи, альбом Abbey Road оказался самым удачным из всех, во многом благодаря использованию восьмидорожечных магнитофонов. Не считая редкие огрехи сведения, все трэки на альбоме наполнены кристально чистым звуком и отличной эквализацией. Особенно выделенными оказались низкие частоты, над улучшением которых группа билась с 1966 года: они звучат на этот раз ярко и сочно. Ударная установка Старра звучит так глубоко и звучно, как никогда прежде (особенно бас-барабан, который, наконец-то, по праву занял свое место в частотном спектре). Налет объемного звучания был достигнут за счет использования синтезатора Moog2, а также вездесущей гитары Харрисона, настроенной в тоне Лесли3. Джордж Мартин, после анархии периода записи The Beatles и хаоса сессий Get Back, снова стоит во главе продюсирования, что обеспечивает гладкий и дисциплинированный подход к процессу записи. Само содержание альбома оказалось, однако, весьма беспорядочным и зачастую, пустотелым. Маккартни, Старр и Мартин (за исключением обычно надежного в своей сдержанности Харрисона) вспоминают время записи альбома с нежностью, хотя запись на самом деле происходила в необычайно накаленной атмосфере, где дружеская терпимость временами переходила в ребяческое насилие. Леннон дважды, например, жестоким образом спорил с Маккартни и на каком-то этапе во время одной из перепалок он, весьма не по-дружески, замахнулся на его жену Линду4). Другой разлад вспыхнул, когда Йоко Оно без разрешения взяла средство, способствующее усвоению шоколада, которое принимал Харрисон. Довольно продолжительное время Леннон вообще хотел поместить свои песни на одну сторону, а песни Маккартни на другую5. Накал и энергия творческого созидания, которые присутсвовали в ранних записях Битлз были однозначно утеряны – более трети песен на альбоме были написаны годом раньше6) и если бы не усилия Маккартни по составлению Long Meddly (которое Леннону не нравилось), альбом Abbey Road был бы лишен той видимой слитности и слаженности, которая создает ощущение того, что он лучше, чем есть на самом деле7. 1 Леннон ошибочно утверждал, что Because построена на обратном порядке аккордов сонаты Бетховена. (Обсуждение гармонической схожести можно найти у O’Grady, p. 161-2) 2 Синтезатор был тогда достаточно новым инструментом и первым, который был поставлен на коммерческий поток. До этого он был использован лишь на записях Walter (позже Wendy) Carlos, который был совместно с доктором Robert Moog, соавтором по разработке. Харрисон, который приобрел свой экземпляр в Калифорнии в 1968 году, впервые использовал инструмент на своем альбоме Electronic Sounds, выпушенном экспериментальным лейблом Zapple (принадлежащим Apple) в 1969 году. Because была первой композицией, в которой был использован синтезатор в процессе наложения дополнительного звука. Также инструмент был использован для наложения (по порядку) на Maxwell’s Silver Hammer ( партия была исполнена Маккартни), I Want You (исполнено Ленноном) и Here Comes The Sun (исполнено Харрисоном). 3 Something, Oh! Darling, Octopus's Garden, You Never Give Me Your Money, Maxwell’s Silver Hammer, а также различные другие гитары на Long Meddly. 4 Воспоминания Маккартни о сессиях по записи Abbey Road без всякого сомнения, окрашены в розовый цвет. Но даже он признает, что Старр и Харрисон упрекали его в тот период за чрезмерную властность (Musician. Oктябрь 1986). Gill Pritchard, один из одержимых фанатов, которые проводили все свое время за воротами Abbey Road, вспоминает, что в один из завершающих дней работы над альбомом "Маккартни, весь в слезах, выбежал из студии, отправился домой и больше не возвращался. На следующий день он вообще не пришел, хотя студийное время было отведено для сессий Битлз" (Mojo. Октябрь 1996 г.). По факту неявки Маккартни в тот (или другой день?) – разъяренный Леннон пришел к нему домой и после того, как тот не открыл ему двери, перелез через забор и устроил разборки на повышенных тонах, в результате чего разбил подаренную им ранее картину (которая была самой любимой картиной Маккартни) (Salewicz, p. 218-19). 5 Когда в интервью у Леннона спросили всего месяц спустя после завершения работы над альбомом, о композиции Maxwell’s Silver Hammer, он ответил: "Это песня Маккартни, как вы вероятно догадываетесь. Мы больше вместе не пишем песен". В этом же интервью (Mojo. Ноябрь 1995) он предполагал, что Something и Come Together будут выпущены на сингле "с тем, чтобы я мог их слушать без того, чтобы слышать весь альбом". 6 Something, Octopus's Garden, Maxwell’s Silver Hammer, Sun King, Mean Mr. Mustard, Polythene Pam, She Came In Trough The Bathroom Window. 7 На определенном этапе рабочее название альбома было Эверест (по названию любимой марки сигарет звукоинженера Geoff Emerick). Но когда поступило предложение поехать в Гималаи, чтобы сделать снимки для обложки альбома, группа обнаружила, что все, на что они были способны в тот момент – это выйти за ворота студии – отсюда и фотография на обложке и название альбома. |