Аннотации к песням (выбор альбома) Please Please Me With The Beatles A Hard Day's Night Beatles For Sale Help! Rubber Soul Revolver Sgt. Pepper Magical Mystery Tour The Beatles Yellow Submarine Abbey Road Let It Be Past Masters Vol. 1 Past Masters Vol. 2 |
Настоящее имя этого британского писателя Ian MacCormick. Родился 3 октября 1948 года. Нелепо ушел из жизни в августе 2003 года. Эта книга, психологически тонко анализирующая тексты всех песен Битлз, является главным трудом его жизни и, кстати, одной из самых лучших в битлологии. Тексты публикуются с разрешения автора переводов Андрея Зотова и, будем надеяться, число их будет увеличиваться. |
● Taxman ● Eleanor Rigby ● I'm Only Sleeping ● Love You To ● Here, There And Everywhere ● Yellow Submarine ● She Said She Said ● Good Day Sunshine ● And Your Bird Can Sing ● For No One ● Doctor Robert ● I Want To Tell You ● Got To Get You Into My Life ● Tomorrow Never Knows |
McCartney: вокал Lennon: вокальная гармония Harrison: вокальная гармония Tony Gilbert, Sideny Sax, John Sharpe, Jurgen Hess: скрипки John Underwood, Steven Shingles: альты скрипичные Dereck Simpson, Norman Jones: виолончели Записано: 28 апреля 1966 года в студии Abbey Road 2; 29 апреля, 6 июня 1966 года в студии Abbey Road 3 Продюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick Дата выхода в Великобритании: 5 августа 1966 года (LP: Revolver) Дата выхода в США: 8 августа 1966 года (LP: Revolver) Смерть - эта та тема в поп-музыке, которую обычно стараются избегать. Там же, где упоминание о ней состоялось, предмет этот или обелён поднебесным хоралом, или же попадает в разряд черного юмора (например классическая композиция Shangri-Las Leader of the Pack). Поэтому история о мрачной кончине одинокой старой девы в Eleanor Rigby, не говоря уже о жестоком образе священника, который "...отходя от могилы, стряхивает землю со своих рук", вызвала шок у слушателей поп-музыки в 1966 году. По-зимнему безрадостная аранжировка для струнного октета, написанная Дж. Мартином, лишь усилила пронзительный эффект. На самом деле, последний мрачный припев песни был окончательно написан после долгих раздумий и в самый последний момент. Как вспоминал Маккартни позже, Eleanor Rigby начиналась как простая грустная мелодия, основанная на гармонии нисходящих фраз и образе старой девы, изначально Ms. Daisy Hawkins, подметающей рис, разбросанный на церковном полу после венчания1. По одной версии, Маккартни позаимствовал фамилию Rigby у магазина одежды в Бристоле, где он встречал Jane Asher, которая выступала там в местном театре, добавив имя "Eleanor", позаимствовав его у Eleanor Bron - актрисы, которая играла главную женскую роль в фильме Help! На фоне данной версии имеет место тот факт, что Rigbys была довольно известная семья в Ливерпуле, один из членов которой, а именно Eleanor (1895-1939), похоронена на церковном кладбище церкви Св. Петра в Вултоне, недалеко от дома, в котором жили Маккартни в предместье Аллертон2. С одним куплетом в руках, Маккартни отправляется в дом Леннона в Weybridge, где во время неформальной встречи друзей, он и остальные Битлз, окончательно дорабатывают песню. Имя священника во втором куплете, которого сначала звали отец Маккартни, было заменено на более нейтральное - отец Маккензи, фамилию, которая была найдена после консультации с телефонным справочником. Идея того, что он "...штопает свои носки по ночам..." принадлежала Старру. Фраза припева "Ах, гляньте только на всех одиноких людей", похоже, была разработана и утверждена Битловским комитетом, возможно, позднее в студии (где, по утверждению некоторых, был также и написан последний куплет); другие участники встречи настаивают, что вся песня целиком была закончена там же и в тот же вечер. (Леннон, который впоследствии утверждал, что он написал "около 70 процентов слов", судя по всему, пытался загубить на корню идею того, что персонажи песни "встречаются" под конец)3. Учитывая хаотическое зарождение, окончательный вариант песни оказался на удивление убедительным и образным. Выражение своего лица, которое героиня истории "держит в банке под дверью" (дабы не показывать отчаяние, несовместимое с этикетом английского среднего класса), остаётся самым сильным по воздействию образом из всего, что было написано Битлз4. Вместе с этим, телевизуальная яркость слов ("Взгляните, там он весь в трудах...") весьма небеспричинна, лишний раз подчеркивая неумолимое отчаяние композиции. Eleanor Rigby умирает в одиночестве, потому что она была не в состоянии никому рассказать о том, как она себя чувствовала. Проповедь Маккензи никто не услышит - он особенно не переживает о своих прихожанах, потому что вера почила вместе с духовным началом религиозной общины ("И ни один спасенным не был"). Битлз, которые зачастую преподносились как "поставщики" эскапистских фантазий, на этот раз оказались более реалистичны в колкой точности оценки своего общества, чем любой другой поп-исполнитель того времени5. Черно-белый пессимизм слов дополняется обнаженной простотой музыки: обычная мелодия в ми дорийского лада, под аккомпанемент, по сути, двух аккордов6. Аранжировка для струнных, написанная Дж. Мартином на основе черновой идеи Маккартни7, была записана вместе с основным вокалом в течении стандартной 3-х часовой сессии - окончательный вокал был добавлен позже. Выпущенная как одна сторона сингла (вместе с Yellow Submarine), Eleanor Rigby занимала первую строчку хит-парада Великобритании на протяжении четырех недель в течении августа и сентября. По-боевому оптимистичная Америка встретила данное сочетание на сингле более прохладно. Настроение лёгкости, которое несла в себе Yellow Submarine оказалось там более популярным, чем тема смерти, но ни одна из песен сингла так и не поднялась на вершину хит-парада. 1 Донован рассказывал, что начальный вариант песни включал в себя буквально набор случайных слов и фраз, только для того, чтобы заполнить мелодическую линию - метод скетча, который Маккартни часто использовал, когда ему приходилось быстро работать. 2 Lionel Bart предлагает нам третью версию, по которой героиню песни изначально звали Eleanor Bygraves "...и я попросил, чтобы он поменял фамилию". (Leigh, p. 45) 3 По воспоминаниям Маккартни и Пита Шоттона (Pete Shotton), вклад Леннона в написание песни был равен нулю. 4 Писатель A. S. Byatt, для которого слова песни демонстрируют "идеал минимализма, присущий рассказам Беккета", указывает на то, что находись "лицо" Eleanor в банке у зеркала, то это хотя бы предполагало менее тревожную идею макияжа. Вместо этого образ намекает на то, что у себя за дверью, внутри своего дома, Miss Rigby "просто безлика; она просто ничто". (Беседы на радио ВВС, 11 мая 1993 года). 5 Объясняя почему Битлз занялись медитацией в 1967 году, Маккартни (Green, "Days in the Life", p.160) говорит о неспособности Церкви принять во внимание страдания человечества в современном мире. Там, где христианство предписывает веру и молитву, философия Индуизма дает прямой ответ на вопрос (закон Кармы), в то время как медитация, предположительно, полностью меняет мировосприятие человека. Немецкий писатель Hermann Hesse был ключевой фигурой в процессе ознакомления Запада с восточными религиозными учениями и такие его книги, как Demian (1919), Сиддхартха (1922), Степной волк (1927), Игра в бисер (1943), стали культовым чтением в конце шестидесятых. 6 Маккартни описывает мелодию как "танцующую вокруг верхних нот" аккорда ми-минор в остинато - и, более того, "...в почти азиатско-индийском ритме". (Miles, op. cit., p. 281) 7 Маккартни предложил взять за основу музыку Вивальди, к которой он был недавно приобщен Jane Asher. Дж. Мартин, однако, построил свою аранжировку на партитуре, написанной композитором Bernard Hermann к фильму "Фаренгейт 451", режиссера Francois Truffault, просмотры которого (до выхода в прокат) проходили в то время в Лондоне. |
McCartney: вокал c двойным наложением, бас-гитара, акустическая гитара, щелчки пальцами Lennon: бэк-вокал, щелчки пальцами Harrison: бэк-вокал, соло-гитара, щелчки пальцами Starr: барабаны, щелчки пальцами Записано: 14, 16, 17 июня 1966 года в студии Abbey Road 2 Продюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick Дата выхода в Великобритании: 5 августа 1966 года (LP: Revolver) Дата выхода в США: 8 августа 1966 года (LP: Revolver) Любовную колыбельную, которую Маккартни сочинил1 у бассейна в поместье Леннона Weybridge, обычно считают результатом влияниия пышно-романтических композиций Brain'а Wilson'а, написанных им для The Beach Boys (в особенности величественной God Only Knows, возможно, самой совершенной из всех поп-композиций, когда-либо созданных). Хоть Маккартни и был глубоко потрясен альбомом Pet Sounds, который Wilson задумал как «ответ» на Rubber Soul, что, в свою очередь, подстегнуло Маккартни впоследствии перещеголять The Beach Boys альбомом Sgt.Pepper, шедевр Wilson’a, однако, вышел в Британии только в июле. Даже если предположить, что Маккартни слышал раннюю демо-версию, в музыкальном отношении между Here, There And Everywhere нет никакой связи ни с одной композицией на Pet Sounds, хотя настроение в Don’t Talk (Put Your Head On My Shoulder) очень похожее. Трэк был записан за три дня и особое внимание было уделено текстуре трехголосной гармонии бэк-вокала (которая в аранжировке Мартина хоть и следует последовательности нерасширенной гармонии, но звучит выразительно и насыщенно). Звук гитары, похожий на звучание мандолины, был достигнут путем подстройки гитары в тон Лесли, а в финальных тактах, там, где звук гитары окрашен в тембр духового инструмента, была использована гитарная тон-педаль. Самая любимая песня Маккартни (на втором месте идет Yesterday), Here, There and Everywhere очень красива в мелодическом отношении: мелодия была ловко выработана и умело предвосхищена трехтактовым вступлением, которое незаметно вводит тональность соль/си бемоль мажор. Хоть слова песни и пытаются подкрепить гениальность мелодии, они не в состоянии избежать излишнего сентиментализма и, несмотря на мягкое очарование композиции, общий эффект получился довольно слащавым, будто дорогое полотно было вышито дешевым ситцем. 1 Маккартни написал большую часть песни в ожидании, пока Леннон поднимется с кровати. Леннон помог ему ее закончить. Макартни оценивает авторство, как 80/20 в свою пользу (Miles, op. cit., p. 286). |
McCartney: вокал, бас-гитара, хлопки в ладоши Lennon: вокальная гармония, гитара (?), хлопки в ладоши Harrison: вокальная гармония, хлопки в ладоши Starr: барабаны, хлопки в ладоши George Martin: фортепиано Записано: 8-9 июня 1966 года в студии Abbey Road 2 Продюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick Дата выхода в Великобритании: 5 августа 1966 года (LP: Revolver) Дата выхода в США: 8 августа 1966 года (LP: Revolver) Лето 1966 года было особенно знаменитым, и песня Good Day Sunshine, написанная Маккартни пополудни в один из жарких дней в имении Леннона, была одной из композиций, которая точно передавала атмосферу того лета1. Записанная быстро и легко, всего лишь за две студийные сессии, песня одновременно и блаженно проста и, вместе с тем, полна свободного духа музыкальной шутливости, которой Битлз поражали критиков классической музыки (песня была особенно любима Леонардом Бернстайном). Украдкой пробираясь сквозь обманчивые тени тональности ми мажор, мелодия радостно перескакивает в яркий свет доминанты, разбрасывая доли направо, налево и в центр перед тем, как приземлиться в буги-вуги размером 4/4 уже в ля мажоре. И вдруг, когда все уже начинали привыкать к этому трюку, второй куплет неожиданно оканчивался в пользу раскатывающейся фортепианной экскурсии в тональность Ре, с апломбом сыгранной (с измененной высотой звука) Джорджем Мартином, в заключении модулируя в телескопической коде канонических образцов полного стерео-спектра2. Великолепно исполненная Маккартни и изысканно спродюсированная Мартином и его командой, композиция демонстрирует Битлз на высочайшем уровне их естественной легкости, с которой они в то время писали. 1 Основанная на подобной же «летней» композиции Daydream группы The Loving Spoonful (которая была хитом в Великобритании с апреля по июль), Good Day Sunshine была записана в ту же самую неделю, когда композиция Sunny Afternoon группы Kinks вошла в Британский хит-парад. В Нью-Йорке, где стояла сильнейшая жара, The Loving Spoonful вдогонку своему хиту выпускают мощную анти-идиллическую песню Summer In The City. Rolling Stones, не отставая, решили преподнести более мрачный взгляд на лето в своей хитовой композиции Paint it Black с ситаром, как движущей силой. В это же время, Donovan выпускает американский хит в джазовых тонах Sunshine Superman. 2 Начиная со второй стороны альбома Revolver, композиция Good Day Sunshine является первой из четырех песен, которые начинаются в одной, а заканчиваются в другой тональности. |
McCartney: вокал, бас-гитара, клавикорды Starr: барабаны, бубен Alan Civil: валторна Записано: 9, 16 мая 1966 года в студии Abbey Road 2 19 мая 1966 года в студии Abbey Road 3 Продюсер: George Martin; Инженер записи: Geoff Emerick Дата выхода в Великобритании: 5 августа 1966 года (LP: Revolver) Дата выхода в США: 8 августа 1966 года (LP: Revolver) Написанная в марте 1966 года во время каникул с Джейн Эшер (Jane Asher) в Швейцарии, For No One является весьма интересным в своей флегматичности отчетом об окончании романа, не вызывающим никаких сомнений в любви уже усопшей, так же, как Eleanor Rigby, повествует о неизбежности одинокой смерти (Первоначальное название песни было «Why Did It Die?» (Почему любовь умерла?)). Единственный намек на эмоциональность в этом элегантном вальсе в темпе 4/4, проскальзывает в недоуменной фразе, звучащей как актуарный просчет: « …a love that should have lasted years» (любовь, которая могла бы длиться годы). Ни один из персонажей достаточно холодного сценария Маккартни не вызывает особой симпатии, а его беспристрастная отрешенность мешает достичь уровня сострадания, который звучит в Eleanor Rigby. Заядлый поклонник кинематографа, Маккартни, возможно, метил на создание сюжета, обозреваемого со стороны, будто отвлеченным взглядом режиссера, как в известной киноленте тех лет «Darling», снятой Джоном Шлезингером (John Shlesinger). По своей форме For No One является одной из самых совершенных композиций, выстроенной ее автором с присущей ему логикой и в музыкальном отношении развивающейся по классическому образцу, будто шахматная партия. По замыслу ли, случайно ли, развитие это в точности воспроизводит одержимость героя тщательно изучить то затруднительное положение, в котором он оказался: исчерпав каждую возможность, он все же колеблется (повисшая в воздухе незаконченность в конце каждого припева) перед тем, как снова вернуться, чтобы окончательно убедиться в том, что он сделал все, что мог (в конце, будто не принимая печальный исход, песня затихает на неразрешенной доминанте). На слух Дж. Мартина классицизм For No One предполагал валторну и он пригласил на запись Алана Цивила (Alan Civil), на тот момент одного из самых именитых британских валторнистов. Музыкант оказался несколько расстроен тем, что ему предоставили трэк с зазором в четверть тона между си и си-бемоль - скорость трэка была изменена, чтобы соответствовать голосу Маккартни. Как только скорость вращения вала ЛПМ была уменьшена, вероятнее всего на несколько тональностей, он отыграл им же написанное соло и, получив стандартную сессионную плату, молча удалился1. С течением времени этот пассаж завоевал всеобщее восхищение и признание своей законченностью и незабываемостью, не имея, однако, ничего общего ни с настроением, ни со значением песни, добавляя лишь еще одну толику безупречной отрешенности. 1 Маккартни вспоминал, что аранжировка соло включала в себя высокую си, которая обычно была за пределом шкалы инструмента, однако музыканту все же удалось преодолеть эту трудность (Miles, p. 289). Учитывая, что скорость трэка была изменена, скорее всего соло было записано на замедленной скорости и в более низкой тональности. |