Аннотации к песням (выбор альбома)

Please Please Me
With The Beatles
A Hard Day's Night
Beatles For Sale
Help!
Rubber Soul
Revolver
Sgt. Pepper
Magical Mystery Tour
The Beatles
Yellow Submarine
Abbey Road
Let It Be
Past Masters Vol. 1
Past Masters Vol. 2

Beatles For Sale

Ian Macdonald. Revolution in the Head: The Beatles' Records and the Sixties

      Настоящее имя этого британского писателя Ian MacCormick. Родился 3 октября 1948 года. Нелепо ушел из жизни в августе 2003 года. Эта книга, психологически тонко анализирующая тексты всех песен Битлз, является главным трудом его жизни и, кстати, одной из самых лучших в битлологии. Тексты публикуются с разрешения автора переводов Андрея Зотова и, будем надеяться, число их будет увеличиваться.





●  No Reply
●  I'm A Loser
●  Baby's In Black
●  Rock And Roll Music
●  I'll Follow The Sun
●  Mr. Moonlight
●  Medley
    a. Kansas City
    b. Hey, Hey, Hey, Hey
●  Eight Days A Week
●  Words Of Love
●  Honey Don't
●  Every Little Thing
●  I Don't Want To Spoil The Party
●  What You're Doing
●  Everybody's Trying To Be My Baby

I’m A Loser
Текст и перевод песни

Lennon: вокал, акустическая ритм гитара, гармоника
McCartney: гармония, бас-гитара
Harrison: соло-гитара
Starr: барабаны, тамбурин

Записано: 14-го августа 1964 в студии Эбби Роуд 2
Продюсер: George Martin, инженер звукозаписи Norman Smith
Выход в Великобритании: 4-го декабря 1964 года (LP: Beatles For Sale)
Выход в США: 15-го декабря 1964 года (LP: Beatles '65)

      Записанная летом 1964 года, а не во время первого американского турне группы, как это иногда утверждалось, композиция I’m A Loser была отмечена Ленноном, как первый плод его увлеченности музыкой Боба Дилана1. Начиная с 1945 года, Боб Дилан, который еще должен был преодолеть присвоенную ему прессой категорию «протестного певца», был единственным исполнителем, оказавшим влияние на поп-культуру, которое было сравнимо по значимости с влиянием, которое оказали Битлз. Необузданная мощь его первого альбома (Bob Dylan, 1962) оказалась несколько груба для того, чтобы достичь широкой аудитории, но вместе с тем, она буквально наэлектризовала фолк-музыкантов в Британии и Америке, в то время как его последующие альбомы Freewheelin и The Times They Are A-Changin застолбили его репутацию в среде почитателей поп-музыки. Боб Дилан и Битлз в то время были уникальны в своих способностях сочинять, записывать и заполнять целые LP-альбомы своим собственным материалом, поэтому неминуемо, на каком-то этапе, они должны были столкнуться и отреагировать на творчество друг друга.
      Харрисон оказался первым, кто открыл творчество Дилана и до последних дней оставался его преданным поклонником2. Ошеломленный неукрощенной силой, или как он говорил: «наполненный жизненной энергией, кричащий где-то вдали, надрывающийся в темноте голос» - он вынудил Леннона прослушать альбом Freewheelin’. Леннон, в свою очередь, провел лето 1964 года, исследуя творчество Дилана своим особенным путем, впитывая звуковой настрой и тон музыки, не особо обращая внимание на слова3. И в самом деле, это был, в основном, лишь общий стиль Дилана, а не его популярность, как фолк-поэта, который ввел его в круг растущей поп-аристократии Британии. Как типичный пример этого, группа The Animals из Newcastle дебютировала в хит-параде в середине 1964 года, записав кавер-версии двух его песен с первого альбома (Baby Let Me Take You Home и House Of The Rising Sun, последняя из которых стала хитом №1 по обе стороны Атлантики). В тот период Леннон проводил большую часть своего времени посещая ночные клубы вместе с Eric Burdon из The Animals и с Mick Jagger из The Rolling Stones (который был также фанатом Дилана) и его понимание творчества Дилана пришло через то коллективное восхищение, с которым они относились к фолк-блюзу4 и ритм-блюзу. В любом случае, стиль I’m A Loser оказался больше кантри-вестерн, чем стилизация под фолк или, тем более, какой-то протест. Лениво-интуитивная и определённо созданная не для внушения благоговейного страха, данная композиция Леннона пока перенимает лишь тон. Слегка грубоватая губная гармошка, немного акустической гитары, слова, которые чуть более вдумчивы, но жестки, собственно, это оказалось все, что можно было отнести к влиянию Дилана когда трэк был завершен, как раз перед вылетом Битлз в своё второе турне по Америке.
      Десять дней спустя, после концерта в Forest Hills, Битлз встретились с Диланом в отеле "Delmonico" на Манхэттене. В течении своей карьеры, Битлз, как и многие другие британские исполнители, "подогревали" себя, особенно на гастролях, алкоголем и таблетками амфетамина - смесь, которая не способствовала особенно приличному поведению, не говоря уже о глубокомыслии. Когда, при встрече, Дилан предложил им покурить, Битлз неловко признались, что марихуана, на тот момент, была вне круга их познаний. Результатом стало откровение. Маккартни, который, похоже, испытал ощущения духа, покидающего тело5, объявил всем, что в первый раз в своей жизни он «по-настоящему мыслил» и дал команду Mal Evans, их тур-менеджеру, записывать все, что он говорил. (В категории «смысл жизни» Mal Evans добросовестно записал: «Существует семь уровней»).
      День 28 августа 1964 года ознаменовал для Битлз переломный момент. «До сих пор, – вспоминал Маккартни, – мы лишь пили скотч, разбавленный колой. Начиная с того вечера, все полностью поменялось для нас»6.С тех пор, транс-наностное состояние ума, вызываемое алкоголем и таблетками "speed"7, уступило место настроениям интроспективной чувственности, что ассоциируется, как правило, с курением марихуаны и с употреблением ЛСД. Что касается Дилана, то именно жизнеспособность творчества Битлз побудила его вернуться к рок-н-роллу, музыке, которой он был вдохновлен, будучи подростком. Результатом этого стал его новый LP Bringing It All Back Home, который оказался одним из самых влиятельных альбомов десятилетия.
      Композиция I’m A Loser состоит из четырехстрочных куплетов и припева и отсутствие перехода в ней - есть дань упрощеной схематике фолк-баллад, хотя малые минорные септаккорды берут своё начало в блюзе. Записанная за восемь дублей, песня щеголяет исполненным Харрисоном соло в стиле Carl Perkins и искусным ритмом (особенно в припеве, где шагающий по флангам октавы в двудольном метре бас Маккартни, однозначно указывает на его композиторский вклад). Автобиографичность страдальческих слов Леннона прячется за ширмой иронической улыбки. Он позже усмотрел в этом этакую встроенную амбивалентность – «моя одна половина подозревает во мне неудачника, а вторая половина думает, что я сам Бог Всевышний» - мелодию куплета, однако, с её комическим падением на квинту в самый низкий регистр его голоса, можно было петь лишь с фигой в кармане и юмор слов, как и положено, последовал затем за музыкой8. С ее выразительным совпадением тона музыки и смысла слов, композиция I’m A Loser, так же, как и Misery (в которой присутствует подобная насмешливая декларативная напыщенность), представляет из себя печальную насмешку над самим собой, но, на этот раз, с намеком на истинное признание9. Леннон остался доволен результатом и трэк, также как и Eight Days A Week был предложен для выпуска на сингле.

      1 Дата записи песни не сходится с воспоминаниями Jake De Shannon в интервью журналу Rolling Stone от 16 февраля 1984 года о том, что Леннон написал I’m A Loser в самолете во время турне. Турне началось 19 августа 1964 года.
      2 Одна из лучших песен Харрисона I'd Have You Anytime была написана совместно с Диланом в 1970 году. В конце восьмидесятых они, вместе с другими поп-звездами (включая Roy Orbison), образовали супер-группу The Traveling Wilbruys. Харрисон представил Дилана в Нью-Йорке в ноябре 1992 года на 30-летнем юбилее, посвященном его творческому дебюту.
      4 Тип блюза Восточного побережья (отличный от техасского кантри-блюза и блюза Дельты), в котором ритм отходит в сторону рэг-тайма, госпела и повествовательных баллад под особый перебор гитары, присущий белой англо-кельтской народной музыке. Ведущими черными исполнителями в этом жанре были: Leadbelly, Big Bill Broonzy, Mississippi John Hurt, Sleepy John Estes, Jessе Fuller, Reverend Garry Davis и Sonny Terry and Brownie McGhee. Черные исполнители фолк-блюза, наряду с такими музыкантами-однодневками из Дельты, как Robert Johnson, Skip James, Blind Willie McTell, Mance Lipscomb, Bukka White и Snooks Eaglin, оказали огромное влияние на американскую фолк-сцену белых, городских фолк-исполнителей ранних 60-х. Сам Боб Дилан и был выдающимся представителем этого сплава черных и белых эмоций и чувств. Другие заметные исполнители, попавшие под это влияние, были: Dave Van Ronk, Rambling Jack Elliott, Phil Ochs, John Fahey, John Hammond Junior, Tom Paxton, Tom Rush, Tim Hardin, Spider John Koerner, Stefan Grossman, The Holy Modal Rounders, Loe Kottke и Ry Cooder.
      5 Схватив публициста Дерека Тайлора за рукав, он воскликнул, указывая на потолок: «Мы как будто там, наверху – там, наверху, смотрим сверху вниз на нас» (Taylor, p. 91). Данное наблюдение еще раз подчеркивает коллективность Битлз на уровне подсознательного. Маккартни, казалось, чувствовал, что все остальные тоже были с ним на потолке.
      6 Mojo. Ноябрь, 1993 год
      7 Амфетамин. В начале 60-х поп-исполнители принимали этот стимулянт, как средство от тяжелой усталости, которая накапливалась во время напряженных гастролей. То же самое принимала и молодежь, проводившая свой досуг в ночных джаз- и ска-клубах. Самыми популярными были «пурпурные сердечки» (дринамил) и ‘dexies’ (декседрин). Битлз принимали ‘speed’ (прелюдин) во время своего пребывания в Гамбурге. В 1965-68 годах прелюдин, как молодежный наркотик, уступает место марихуане и ЛСД, но затем возвращается в Сан-Франциско и в Нью-Йорк в 1968-69 годах, в виде внутривенных инъекций метедрина. В семидесятые и в восьмидесятые амфетамин вытесняется кокаином, но в конце восьмидесятых вновь возвращается, как ингридиент в ‘Ecstasy’.
      8 В версии песни, записанной 26 мая 1965 годы для программы Light Programme, Леннон во втором куплете поёт - “Beneath this wig, I’m wearing a tie” (вместо “Beneath this mask, I am wearing a frown”). Происхождение песни нам неизвестно, и вполне возможно, что он начал её писать в фолк-стиле, используя первые строчки слов. Однако, когда в последним куплете, там, где метрический рисунок нарушается на слове «before», можно предположить, что Леннон вскоре сконцентрировался в основном на музыке, оставив слова на потом.
      9 Дубль № 1 на многоканальном бутлеге, который начинается внезапно (и потом затихает) неприукрашенной первой строчкой припева, заканчивается проницательной фразой Маккартни, который говорит: «There’s a frayed edge for you» (что примерно соответствует русским идиомам – «и на старуху есть проруха», «пороху уже не хватает» и т.п. - прим. переводчика).

Every Little Thing
Текст и перевод песни

Lennon: вокал с двойным наложением, акустическая ритм-гитара
McCartney: вокальная гармония, бас-гитара, пианино
Harrison: соло-гитара с двойным наложением
Starr: барабаны, литавры

Записано: 29,30 сентября 1964 года в студии Abbey Road 2
Продюсер: George Martin. Инженер записи: Norman Smith
Дата выхода в Великобритании: 4 декабря 1964 года (LP: Beatles For Sale)
Дата выхода в США: 14 июня 1965 года (LP: Beatles VI)

      Леннон поет Every Little Thing основным вокалом и мелодика песни скорее указывает на его авторство, чем на Маккартни. Одна только отчаянная безнадежность страстей может вызвать у слушателя догадку о том, что автором композиции был Леннон, особенно учитывая ту стадию творческого развития, на которой находились в то время Битлз. И, тем не менее, эту композицию написал Маккартни, у себя в спальне, в доме по улице Wimpole, пытаясь сочинить следующий сингл группы (после A Hard Day’s Night). Не совсем удачная, по мнению композитора, и задавленная песнями с большим коммерческим потенциалом, композиции была отведена роль «наполнителя» на второй стороне альбома Beatles For Sale. Удивительным оказалось то, что Every Little Thing в конце концов, получилась самой эмоциональной песней на альбоме.
      В наш век всеобщей политкорректности песня, слова которой повествуют о женщине, которая делает все ради своего мужчины, однозначно была бы воспринята с явным подозрением. Однако, слова ясно дают понять, что мужчина в этом случае полностью предан своей женщине, так как он неожиданно поражен силой ответных эмоций, вернее, просто потрясен степенью заботы о нём – и в нем это рождает то чувство самоуважения к себе, которое рождает любовь к той, которую он глубоко уважает. Да и в самом настрое музыки нет даже и намёка на какое-либо мужское превосходство - музыка искренна в своем исполнении, неподдельно эмоциональна и трогательна. Если это есть любовное посвящение Jane Asher, то оно исправляет впечатление дисгармонии, которое явно просматривалось, например, в композиции What You’re Doing, а также подтверждает еще раз глубину чувств, выраженных, например в Things We Said Today. Образ Маккартни, как этакого легковеса в эмоциональном плане, что было им позже опровергнуто в We Can Work It Out, а также сольными работами, такими, как Maybe I’m Amazed и Dear Friend, в данном случае нашел подтверждение, как весьма обманчивое упрощение. (Биограф Маккартни Kris Salewicz далеко не единственный, кто считает, что у Маккартни самая сложная натура из всех Битлз).
      Мощный заряд, созданный из простого гармонического материала в композиции Every Little Thing, настолько идеально сочетается с подобной же прямотой слов, что наличие перехода неминуемо бы разрядило естественное напряжение трэка. Влияние Леннона особенно заметно в больших секундах (интервалах на целый тон) припева (“me-e, yea-eah”) и в общей интенсивности эмоций и чувств. Широкие интервалы пятого и шестого тактов куплета, а также первого и пятого тактов припева, определенно указывают на Маккартни. (Его конструкция заглавной части в In My Life схожа по своей сложности). Как и многие другие песни на альбоме Beatles For Sale, композиция Every Little Thing держит тонику довольно продолжительное время для контрастности (в данном случае в припеве), затем оттененная литаврами Старра, она сдается окончательно и чувственно утопает в объятьях бемоль септаккорда. Вкупе с классически сдержанным гитарным соло, эта эмоциональная композиция была записана за девять дублей в течение двух студийных дней.

в начало фотогалереи